Ангеловедение  

Тема урока: Лекция №3. Классификации ангелов. Семь небес


- Приветствую вас снова в этом кабинете. Продолжим знакомиться с теоретическими аспектами «Ангеловедения». Сегодня начнем изучение  различных классификаций ангелов. Удивительно, но и этих духовных сущностей не обошло человеческое желание все упорядочить и разложить по полочкам, классифицировать. В разные времена и различными людьми это делалось каждый раз по-новому. Впрочем, в христианской религии на сегодняшний день закрепилась иерархия девяти ангельских чинов, о которой мы поговорим на следующей лекции. Сегодняшнее занятие будет посвящено одной из древнейших традиций иерархии ангелов под названием «Семь небес».

Начну же я с небольшого обзора мировых религий. Исследователи обычно выделяют 3 крупных группы религий: авраамические или религии откровения (иудаизм, христианство, ислам), дхармические (буддизм, индуизм, джайнизм), этнические религии (к ним можно отнести любую религию, присущую только определенному народу, в частности язычество). Религии Японии, Китая и других стран данного региона нередко исключают, потому что, по мнению ученых, даосизм, конфуцианство и др. скорее можно назвать этическими, а не религиозными учениями. Новые религиозные течения также выделяются отдельно, поскольку немногие ученые считают их религиями в достаточной мере, нередко их даже относят к оккультизму и эзотерике (викка, Нью-Эйдж, неоязычество и др.).

Приступим мы к знакомству именно с классификаций авраамических учений, впрочем, на старших курсах вы познакомитесь и с духовными вестниками из дхармических и языческих (народных) религий.

Важно, чтобы вы осознавали, что ангелы, как и любые духовные сущности, присутствуют повсюду, на всех уровнях восприятия, могут проявляться и в материальном мире, и мире Духа, и иных планах (в частности, в эзотерике говорят о ментальном, астральном и др., существует также теория параллельных миров, в которых также обитают духовные вестники), вот только не все из нас могут воспринимать их, как ангелов, так и миры.

Концепция семи небес восходит еще к Древнему Шумеру и его семи верховным богам (или известным планетам, которые отождествляли с богами, как утверждают некоторые исследователи, 5-3 тыс. до н.э.). Наследниками шумерской цивилизации являются ассирийцы, вавилоняне, халдеи, в том числе они унаследовали и религиозные представления. Но и у других народов, в частности индийских, китайских и американских, встречаются упоминания о нескольких небесах и населяющих их духах.

Также шумерская цивилизация оказала достаточное сильное влияние на все религии Ближнего Востока и в частности на учение об ангелах. Так зороастризм (2-1 тыс. до н.э.) – религиозное учение древних персов, основы которого были взяты из традиций шумер, впоследствии был использован в качестве основы всех авраамических религий. Конечно, нельзя говорить о прямом наследовании, но многие элементы, образы были заимствованы лишь с небольшими изменениями. Ключевой модификацией можно считать то, что из дуалистичной религии почитания двух божественных сущностей зороастризм стал основой монотеистичной религии единого Бога-Творца. Наследниками ассирийско-вавилонской, персидской цивилизации считаются евреи (10-2 в. до н.э.). Они переняли многие религиозные традиции, «семинебесность» не стала исключением. Таким образом, от шумерских верований к зороастризму, а от него к иудаизму. Позднее образовалось христианство (1 в. н.э.) и около 600 г. н.э. ислам.

После этого экскурса в историю религий перейдем, наконец, к семи небесам, которые описаны в еврейском Талмуде. Вообще, символизм цифры семь достаточно популярен и распространен в религиях, мистике, эзотерике, современном массовом искусстве. Вот что в христианстве примечательно, там, в результате средневековых преобразований, Реформации в итоге выделяют лишь три неба как соответствие трехчастному строению мира: тело, душа, дух. Хотя в апокрифической Славянской книге Еноха повествуется обо всех семи небесах. А уж сама по себе традиция разделения на уровни, миры, небеса тоже имеют глубокие корни. Не только из-за мифологии шумер. Влияние оказывали и представления о строении Космоса (мира) древних. Но с мнениями древних астрономов, философов неоплатонизма и других (например, герметизма) при желании ознакомьтесь самостоятельно. Только о хрустальных сферах можно рассказывать целое занятие.

*Катарина заправила выбившуюся прядь волос и, чуть задумавшись, продолжила.*

- Итак, я хотела вам рассказать о семи духовных мирах в наследственном иудейском представлении. Семь небес представляют собой своеобразные духовные миры, планы бытия, если кому удобнее так, уровни восприятия реальности, ступени или врата на пути к Богу. Таким образом под термином духовные миры порой подразумевают различные понятия. Это и мир духов, то есть мир, в котором обитают духовные существа. И мир души человека, его мыслей. Мы с вами условимся, что духовный мир – это мир нематериальный. Он состоит из энергии, как и сами ангелы, не ощутим, но мы можем его воспринять, если... Вспомните термин «уровень вибраций» из первой лекции. Так вот, если наше восприятие будет развито достаточно хорошо, то мы можем увидеть, ощутить присутствие этих духовных миров, которые окружают человека, планету. Поднимаясь в духовных мирах, мы приближаемся к Богу, Абсолюту, Творцу, Природе, в общем, у каждого свое Великое Нечто. Только не стоит путать духовные миры с параллельными. Под параллельными подразумеваются материальные в первую очередь миры. Думаю, что понятие духовного мира у вас сформировалось.

Вернемся к семи небесам. Многие названия семи небес встречаются в Ветхом Завете и являются производными от слова «небо». Имена архангелов будут вам знакомы, да и устройство самих небес быть может тоже, но будут и отличия, все вопросы, пожалуйста, задавайте все в конце лекции.

Первое небо называется Вилон (от латинского velum – «покрывало, завеса»), или Шамайим (Shamain – это слово часто употребляется для обозначения неба в Библии). В древности верили, что это завеса, которая утром поднимается, а вечером опускается. Первое небо – самое нижнее. Оно связано с планетарными ангелами, а также с теми, которые управляют звездами и природными началами – воздухом, ветром, водой. Первым небом правит архангел Гавриил. Считается, что именно здесь находился рай, где поначалу обитали Адам и Ева и где росли Древо жизни и Древо познания, тем самым исследователи отождествляют «твердь земную» и первое небо. Но напоминаю, что согласно библейской легенде у ворот на небеса стоял Михаил – ангел с пылающим мечом.

Второе небо, место содержания грешников, ожидающих Судного дня (по словам Еноха), называется Ракия (Raquia), что значит «твердь» (Бытие 1,6; 1,14; 1,17). Считается, что к данному небу прикреплены звезды и планеты Этим небом управляют ангелы Зодиака, и на нем содержатся в заключении падшие ангелы. Согласно исламской традиции, Ракия – место пребывания Иоанна Крестителя. Правят этим небом архангелы Рафаил и Захариил.

Третье небо Шхаким (Shehaquim, т.е. «небеса» - Псалтырь 18,11) – небо, в северной части которого находится ад. Через эту ледяную страну протекает огненная река, и именно здесь ангелы наказывают грешников. Этой областью правит ангел Анахил вместе с Ягниилом, Рабакилом и Далкиилом – тремя Сарим (на древнееврейском «князья»); принадлежащими к ангельскому чину «поющих ангелов». В южной половине этого неба расположен рай; в этот небесный сад ведут Золотые врата (известные также, как Жемчужные врата), через которые проходят все праведные души после смерти. В раю протекают две реки: река из молока и меда и река из масла и вина. По исламской традиции здесь обитает Азраил – архангел смерти. Также считается, что на этом небе стоят жернова, которые мелют манну.

Четвертое небо Зевул (Zebul, «высокое место», «небеса» - Исайя, 63,15) находится под властью архангела Михаила. Здесь расположен «Небесный Иерусалим» - алтарь и храм Бога, «град Христов» из видения св. Павла – это город из золота, имеющий по 12 стен снаружи и внутри, сквозь которые ведут 12 ворот великой красоты. Город опоясывают четыре реки: из меда, молока, вина и масла.
Пятое небо Маон (Ma'on, «жилище» - Второзаконие 26,15) находится под властью архангела Сандальфон, либо Самаэля (который в некоторых традициях считает братом-близнецом Метатрона). Здесь ночью поют славу Господу бесчисленные хоры ангелов, а днем ему возносят хвалу избранники Божьи. На этом небе также содержатся некоторые из падших ангелов (наблюдателей).

Шестое небо Махон (Makon, «обиталище» - Псалтырь 89,14; 97,2) управляется Захиилом, иногда указывают, что днем управляется Шабатом, ночью Зебулом. Именно здесь хранятся так называемые Хроники Акаши, куда записывается все, что происходит на Земле, в том числе деяния каждого человека, когда-либо жившего на Земле, а также его наказание или награда (карма). Данное небо служит хранилищем снега, града, бури, огня, урагана и т.п.

Седьмое небо Аработ (Araboth, «облака» - Псалтирь 68,5) находится под властью Кассиила, ангела одиночества и слез и одного из ангелов, управляющих планетой Сатурн. Это небо – место пребывания Бога, святая святых. Здесь обитают высшие ангельские чины – серафимы, херувимы и престолы, а также души святых и нерожденных детей. На этом же небе расположены Право, Справедливость, Добродетель, а также хранилище росы воскрешения.

Что ж, рада, что мы хорошо поработали и успели рассмотреть весь материал. На этом лекция закончена. Домашнее задание как обычно на доске. Благодарю всех.

*Девушка указала рукой на доску и, наблюдая за собирающимися учениками, неторопливо складывала листы с текстом лекций.*


Домашнее задание:

  1. Что вы поняли по истории авраамических религий? Что это за религии?
  2. Что такое «духовные миры» или «семь небес» в вашем понимании?
  3. Откуда появилась традиция семи небес?
  4. На каком небе находится ад, рай? Будьте внимательны.
  5. Что в вашем понимании Хроники Акаши? Как вы их себе представляете?

Content by Катарина Эль-Демони
©Школа магии Китеж-Град