Ангеловедение  

Тема урока: Лекция №4. Девять ангельских чинов. Первая степень


- Приветствую. Сегодня вы познакомитесь с точкой зрения, что на небесах имеется девять ангельских чинов. Как я уже упоминала на прошлой лекции, данная классификация частично на сегодняшний день закрепилась в христианской традиции в качестве основной. Дополнительно в школьной библиотеке вы можете прочитать первоисточник.

Приступим. Различными авторами создавались собственные иерархии ангелов. В Ветхом Завете упоминаются князья, сыновья Божьи, святые, стражи, ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Св. Павел в Новом Завете пишет о началах, престолах, силах, властях и господствах, а папа св. Григорий I (ок. 540-604) утверждает, что на небесах имеется девять ангельских чинов: пять перечисленных св. Павлом, а также ангелы, архангелы, херувимы и серафимы.

Эта иерархия была описана уже в V в. философом Псевдо-Дионисием Ареопагитом. От небес до земли простираются три уровня, или три сферы ангельского влияния, их еще называют степенями. К первой сфере, находящейся ближе всего к Богу, относятся серафимы, херувимы и престолы; ко второй — господства, силы и власти; три нижних чина — это начала, архангелы и ангелы.

Небесная иерархия Псевдо-Дионисия с ее тремя степенями чинов была вдохновлена трудами греческого философа-неоплатоника Плотина (ок. 205-270). Относительно порядка небесных чинов согласие так и не достигнуто. Западному человеку, а, следовательно, и религиозным авторам удобнее было осознавать непостижимое, облекая его в некоторую форму. И раз у людей есть четкая структура, система общества, уровни подчинения, то нечто подобное должно быть и у ангелов.

Философ и католический богослов св. Фома Аквинский (1255—1274) использовал небесную иерархию, данную в трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита, в качестве модели, создавая свой труд «Сумма теологии», где описываются Бог, мироздание и человеческая природа. Согласно Фоме Аквинскому, ангелы — это чистые духовные существа, сотворенные Богом для поддержания порядка во Вселенной. Игнорируя их, мы разрываем саму ткань мироздания. Он также полагал, что у каждого человека есть ангел-хранитель, однако включал таких ангелов в категорию девятого ангельского чина.

Давайте перейдем к рассмотрению первой сферы по Псевдо-Дионисия Ареопагиту.

В первой сфере пребывают ангелы трех высших чинов, ближе всех находящиеся к Богу. Эти ангелы обладают глубочайшими знаниями о божестве, его внутренней деятельности и проявлениях. Считается, что они отвечают за Вселенную в целом, духовный мир всего сущего, называемый также астралом. Это серафимы, херувимы и престолы.

Серафимы (Пламенеющие, Горящие) — высший ангельский чин в иерархии Псевдо-Дионисия, а также согласно иудейскому закону. Слово «серафим» означает «воспламеняющий» и образовано от древнееврейского слова «сараф» — «горящий», серафимы - существа чистого света. Серафимы - это ангелы Божественного огня, любви и света. В их власти — очищать нас сверкающими молниями и пламенем. Они хранят истинный свет Бога и являются великими просветителями. После Бога они более всех наполненные светом существа в мироздании. Сияют они столь ярко, что человеку не дано воспринять этот свет, весь его спектр, а увидевший его может сгореть, раствориться в нем. Иногда говорят, что их лица подобны молнии, а одежда ослепительна как арктические льды. Серафимы имеют по шесть пар крыльев, они окружают престол Бога и непрерывно поют Трисагион — хвалебный гимн Господу, слова которого переводятся как «свят, свят, свят». Они никогда не перестают двигаться и действовать.

Процитирую слова Дионисия: «что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, - также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, - всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение».

Человеку сложно с ними контактировать, в отличие от ангелов. Бесспорно, мы можем взывать к ним о помощи, но вряд ли когда-либо увидим. Только если человек достигнет того же уровни духовности, он сможет приблизиться к серафимам. Но в этом случае человек перестанет быть человеком в полном смысле этого слова, он будет уже духовной сущностью, возможно, ангелом.

В мифологии одного из древних народов фениксы были ангелами высшего порядка вместе с серафимами и херувимами. Они превратились в элементы солнца и стали ассоциироваться с определенными планетами. У них было по 12 крыльев, и их изображали в виде птиц с ярко-красным оперением. Возможно, именно эта легенда служит прообразом серафимов.

Во «Второй книге Еноха» (апокриф) у серафимов было по шесть крыльев, четыре головы и лика.

Херувимы (Обилие познание, Излияние мудрости) — следующие после серафимов существа, ближе всех находящиеся к Богу. Концепция херувимов имеет ассирийское или аккадское происхождение, аккадское слово «карибу» означает «молящийся» или «заступник», слово "херувим" принято переводить как "содействующий примирению". Они встречаются в ассирийских, халдейских и вавилонских памятниках искусства и письменности, где их и могли обнаружить библейские пророки Исайя и Иезекииль. Возможно, этим влиянием окрашены описания херувимов, содержащиеся в Бытии и других книгах Ветхого Завета. Херувимы хранят энергию Солнца, Луны и звезд. Могущественные херувимы не похожи на купидонов, какими их часто изображают в произведениях искусства; напротив, это гигантские космические существа. Предполагается, что они светятся сильнее всех других ангелов. Они - могущественные духи знания и безграничной любви. Интересно, что в человеческом сознании в прошлом они существовали как полулюди-полуживотные. Древние статуи карибу, которые ставились перед входом в храмы для защиты святой земли, изображали их с человеческими лицами и телами быков или львов. Первоначально их даже не относили к ангельским небожителям, но позже все-таки причислили к ангельским существам.

Херувимы и по сей день охраняют храмы всей планеты от скромной колокольни до величавых соборов. Могут быть и личными стражами, нередко их изображают с огненным мечом. В религии упоминается другой устрашающий облик херувимов, описан он пророком Иезекиилем: имеют они четыре лица и четыре крыла, одновременно являются священными животными и колесницами божества. Херувимы могут защитить нас, подарить мудрость и знания.

Опять же уместно будет привести цитату из первоисточника. «Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость».

Горящие Престолы (Излияния мудрости) всегда пребывают пред лицом Господа. В Ветхом Завете Иезекииль описывает их в виде вихря, огромного огненного облака. Их крылья соединяются друг с другом подобно гигантским огненным колесам, усеянным глазами. Это колеса Меркабы – колесницы, являющейся престолом Бога. Они несут Божью энергию в форме божественной справедливости, позволяя воле Божьей открываться ангелам-служителям. Считается, что в число Престолов входит и Дева Мария, хотя иногда ее именуют королевой ангелов (в западной традиции).

Престолы приписаны к планетам и в большинстве являются планетарными ангелами - покровителями планет. Они заняты поисками несправедливости и вершением правосудия, а также учат людей покорности, помогать найти устойчивость. Как и другие представители высшей степени редко контактируют лично с людьми.

Со слов Дионисия: «наименование высочайших и превыспренних Престолов означает то, что они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной; что они, постоянно возвышаясь над всем дольним, премирно стремятся в горние, и всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к Существу истинно Высочайшему, принимая Божественное Его внушение во всяком бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога, и раболепно выполняют Божественные Его повеления».

На этом рассмотрение первой сферы окончено.

Продолжим на следующем занятии. А пока запишите задание.Спасибо всем.


Домашнее задание:

  1. Какие чины упоминаются в Ветхом Завете? В Новом Завете?
  2. Укажите конкретных животных, которые, как считается, входят в облик херувимов. Подумайте, являются ли Сфинкс, Анубис и Сехмет херувимами? Поясните свой ответ.
  3. Выберите любой изученный чин и расскажите, как вы его представляете.
Content by Катарина Эль-Демони
©Школа магии Китеж-Град