Ангеловедение  

Тема урока: Лекция №5. Девять ангельских чинов. Вторая и третья степень


- Здравствуйте. Тема на доске. Не будем медлить.

На прошлом занятии мы рассмотрели первую триаду (степень) ангельских чинов, которых считают «небесными Умами», обладающих глубочайшими знаниями о божестве. Сегодня поговорим о второй триаде, в которой пребывают три следующих высших ангельских чина: господства, силы и власти, они подчеркивают божественную основу мироздания и мировладычества.

Господства – этот ангельский чин, иногда называемый владычествами или властителями, надзирает за низшей ангельской иерархией и служит каналом передачи Божьей любви с помощью энергии милости. Его могуществу не свойственно насилие. Господства демонстрируют величие Бога и управляют той сферой, в которой начинают смешиваться духовный и физический миры. Святые Господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. К их обязанностям относиться распределение обязанностей между ангелами, кроме того они являются хранителями стран. «Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения».

Внешне их описывают как божественно прекрасных людей с парой крыльев, отличает же от остальных ангелов их светящийся шар, закрепленный над их головой, к скипетру или мечу. Эмблемы их власти — скипетр или держава в левой руке и золотой жезл – в правой.

Как обычно хочу процитировать слова Дионисия Ареопагита об именовании Господств: «знаменательное наименование святых Господств, …, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному - возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, - но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное; не прелепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда к Истинно-сущему всецело обращающееся, и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

Силы могут приостановить действие законов природы, чтобы творить чудеса здесь, на Земле. Они ведут наблюдение за движением небесных тел, следя за порядком в Космосе. Этот ангельский чин наделяет благодатью и доблестью тех смертных, которым необходимо вдохновение и храбрость. Иногда о силах говорят как о «сияющих» или «сверкающих» и считают, что они вдохновляют святых. Иисус вознесся на небеса в сопровождении двух сил Силы небес, увидев поднимающегося ввысь Иисуса, окружили его, чтобы составить его свиту. Силы также помогли Еве разрешиться от бремени, когда она родила Каина. Считается, что Давид получил поддержку Сил в битве с Голиафом.

На земле данный чин ведет наблюдение за природой, естественным ходом событий, ну и может вмешиваться во все, что связано с этими законами, в том числе, творить чудеса на земле. «Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество». Силы — это ангелы предостережения; они предупредят вас, если кто-либо собирается вам навредить.

Кроме наименования «Силы» данный чин у других авторов именовался «Троны» или «Престолы», а также «Добродетели» в «Сумме теологий».

Вот, что Дионисий говорит об их именовании: «Наименование святых Сил - означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях - для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые; сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней, как источнику Сил, и к низшим силам богоподобно нисходящее для сообщения им могущества».

Власти – это «кармические правители», которые защищают наши души и являются хранителями истории, Хроник Акаши. Их задача – держать под контролем демонов. В этом качестве власти препятствуют демонам, стремящимся разрушить Вселенную. Они часто рассматриваются как ангелы смерти и возрождения, ибо охраняют пути к небу и возвращают на путь к небу заблудшие души.

Их функция заключается в сохранении гармонии и равновесия устроения божественной иерархии, кроме того они властвуют над стихиями. ни отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. Их можно назвать совестью человеческой.

И наконец, о Властях говорится следующее: «наименование святых Властей - знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества; - не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее, и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной силы».

Поскольку в современном языке эти понятия очень тесно переплетены и звучат чуть ли не синонимами, то представлю вам еще одну цитату, позволяющую лучше составить представление о каждом чине из «Православной энциклопедии»: «Господства всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким тираническим влечениям. Наименование ангелов Силами означает сообщённое им непреоборимое мужество, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы — носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви»

И дополнить данное описание чинов можно их функциями: «Господства — начальствующие, руководящие ангелы. Они управляют ангелами в исполнении ими своих обязанностей, доводя до них божественные веления. Силы — духи движения; и они контролируют (его) элементы… Они управляют природой. Они обладают контролем над временами года, звёздами, луной; даже солнце подвластно их управлению. Они также ответственны за чудеса, и даруют смелость, милость и достоинство. Власти — это ангелы-воины, защищающие от зла космос и людей. Их ещё называют лат. Potentates (властители, уполномоченные). Они борются со злыми духами, тщащимися посеять хаос между людьми».

Хотелось бы отметить, что среднюю степень редко изображают в иконографии, да и незачем человеку знать облик воинов и правителей небесных.

*Катарина внимательно посмотрела на учеников, сделала небольшую паузу в повествовании, чтобы ученики могли отдохнуть. Девушка отложила уже ненужные листы с заметками и взяла другие.*

- Теперь рассмотрим последнюю третью сферу, в которой пребывают последние три чина: начала, архангелы и ангелы (в том числе ангелы – хранители), характеризуются непосредственной близостью к человеку.

Начала, или начальства – это хранители народов. Они также контролируют работу ангелов, имеющих более низкие чины. Начала охраняют страны, города, селения и священные места. Архангел Михаил считается началом Израиля, но другие страны, например Испания, также видят в нем своего хранителя. Кроме того, начала направляют религии и религиозных лидеров на путь истины. Они работают вместе с ангелами-хранителями, чтобы вдохновлять нас.

Нередко их изображают в короне и со скипетром. Как я уже сказала, они оберегают достаточно большие группы людей (целые народы), их также называют хранителями земного царства, вдохновителями людей в плане искусства или науки, т.к. в их власти находится мир идей. Кроме того они управляют более низкими чинами, передавая им веления Бога. Также Начала учат людей воздавать хвалу высшим силам согласно их званиям, а «начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних». Кроме того дают силы, чтобы принять судьбу, являются защитниками религии. Им поручено управлять Вселенной и стихийными силами.

У Дионисия о них сказано так: «Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим Силам, всецело как самим обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ неточного Начала, - и наконец способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил»

Архангелов (архистратиги) называют также ангелами-правителями. В Новом Завете термин «архангел» встречается лишь дважды: в 1-м Послании к фессалоникийцам и в Послании Иуды. В Откровении (8,2) Иоанн Богослов упоминает о «семи ангелах, которые стояли перед Богом». Принято считать, что под ними подразумеваются семь архангелов. В Книге Еноха эти семеро именуются Уриил, Рагуил, Гавриил, Михаил, Селафиил, Ханиил и Рафаил. В других источниках сообщаются различные варианты имен. В православной христианской традиции упоминаются Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Вероятнее всего это различия в чтениях одних и тех же имен архангелов. Различия в описании облика и функция часто минимальны. Предположительно, что традиция семи архангелов восходит к зороастрийскому пантеону, в котором было семь благих и семь злых сущностей, в свою очередь ассоциировавшихся с планетами.

Еноху семеро ангелов, стоящих перед престолом Господним, виделись подобными друг другу, и каждый был не отдельным существом, но состоял из бесчисленных сонмов других ангелов. Все семеро были одного роста, имели сияющие лики и одинаковые одеяния. Они представляли собой единую сущность — единство семи ангелов. Архангелы надзирали за всем Божьим мирозданием и поддерживали в нем гармонию; контролировали движение звезд, смену времен года и круговорот воды на Земле, жизнь растений и животных; вели запись всех перевоплощений каждого человеческого существа. Иоанн Богослов видел перед престолом Бога семь светильников (архангелов), горящих, как один. В иудейской традиции семь светильников символизирует канделябр из семи свечей - менору. Его семь огней горят единым светом - светом Бога. Древнюю традицию семикратного присутствия переняло и христианство, но в христианском богослужении центральный огонь заменен крестом, слева и справа от которого горят по три алтарные свечи.

Архангелы действуют одновременно на многих различных уровнях, поскольку они посланники, несущие волю Бога. Игнорировать одного из этих Божественных посланников - значит навлечь на себя опасность.

«Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия». Кроме того архангелы несут людям божью весть и возглавляют воинство ангелов, являются небесными учителями.

Каждому из известных архангелов приписывают свои функции, определенный внешний облик.

Существуют миллионы ангелов, помогающих во множестве различных дел. Они охраняют все вещи физического мира и всех людей. О каждой вещи во Вселенной заботится свой ангел. Ангелы приносят космическую гармонию и красоту в нашу жизнь. Среди них есть ангелы любви, радости, смелости, мира, надежды, веры, свободы и гармонии. Как в Ветхом, так и в Новом Завете имеется множество упоминаний об ангелах, однако они обычно не наделяются конкретными именами.

Кроме того известны ангелы-хранители, существа, приставленные к определенной душе. Они связаны с вопросами человеческого и физического проявления и передают энергии от нас божественному и от божественного нам.

Основная же цель существования ангелов следует из их именования – вестники.

*Катарина отложила все свитки, по которым вела лекцию, глубоко вздохнула и после короткой паузы продолжила.*

- На этом классификация по девяти ангельским чинам окончена. Хочу отметить, что основная важность данной классификации заключается в том, что описанные чины достаточно часто упоминались различными авторами, так что в будущем у вас не возникнет проблем с тем, чтобы понять о ком идет речь. Конечно, каждый богослов, философ или мистик старался привнести что-то свое, расширить известные знания, возможно, изменить порядок чинов, но в целом благодаря трудам Дионисия Ареопагита мы можем использовать достаточно полное описание основных чинов.

На этом лекция окончена. Задание на доске. Всем спасибо.


Домашнее задание:

  1. Выберите любой изученный чин из средней степени и расскажите, как вы его представляете.
  2. Выберите любой изученный чин из третьей сферы и расскажите, как вы его представляете.
  3. Поищите информацию и расскажите о любом архангеле, упомянутом на лекции, как вы его себе представляете
Content by Катарина Эль-Демони
©Школа магии Китеж-Град