![]() |
||
---|---|---|
Школа магии Китеж-Град История магии
|
Лекция №3. Восприятие магии древними-Приветствую вас. Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия, но рассмотрим ее с другой стороны. Магия со времен первого охотника почти не изменилась. Менялся лишь человек. Но и этот процесс шел не быстро, если отслеживать историю, вариант которой предоставляют нам официальные источники. Изначально первобытного человека окружали простейшие для нас явления: рождение и смерть, рассвет и закат, гроза и солнце и т.д. И эти явления на начальном этапе развития человечества еще не осмысливались, а воспринимались такими, какие они есть. И связывались лишь с эмоциями, чувствами и ощущениями человека. Умер человек, значит надо от него избавиться, чтоб не пришли звери на запах мяса, т.е. похоронить, либо наоборот, сделать так, чтоб его сила и знания перешли племени, а значит превратить его в нечто священное. Вот и первый обряд захоронения сложился. Но не во всех, конечно, случаях. Опять же осознание того, что человек умер и больше не встанет – это был отдельный сложный процесс для наших предков. Не стоит забывать про территориальные различия, оказывающие влияние на восприятие мира. Но не на самом старте человека времен неолита, а позднее, когда согласно общепринятой концепции наши предшественники из теплого и приятного климата расселились по холодным и суровым окраинам. Поэтому сейчас я о них не буду говорить. Суть лекции сводится к тому, что сегодняшнему человеку, привыкшему, что есть христианский Иисус, Один – бог Севера, нимфа – лесной дух, есть чему поучить у прародителя, который не персонализировал явления, силы и окружающий мир. Для него солнце было тем, чем было. Т.е. и обжигающим, и дарующим свет, и согревающим, и исчезающим в ночи. Великое таинство, которому поклонялись, не разделяя на составляющие, чувствуя всю его мощь и силу полностью, не постигая его сути, но призывая когда в нем нуждались, умоляя, когда оно негодовало, рыдая, когда оно скрывалась. Обыкновенное чудо. Не божественный Гелиос на колеснице. А лишь сила, которая может казнить, а может миловать. Солнечный диск или колесо, кто уж что видел, ходит по небу, сжигает и греет, но не может одарить милостью отдельный дом и зайти в него, как это возможно у тех же древних греков. Грозный Тор может проникнуть в дом под личиной бедного гостя и наказать или наградить вас. Но молния – лишь сила, а грохот грома – лишь пугающее нечто, единое для всех. Поэтому призыв был к грозе не карать жилище, а не к суровому Перуну, несущемуся на колеснице в небесах. Чудесное и непознанное не было человеком, не было персоналией, оно оставалось явлением. И именно это явление следовало молить и ублажать. Таким образом, мы могли бы заключить, что их посыл шел по более прямому пути, а не через десятые руки богов. Но сделаем ли мы такое заключение? Мы такое заключение можем сделать с оговоркой, что хоть это и был более прямой путь, но вместе с тем и более «распыленный», т.е. к необъятному природному явлению взывать куда сложнее, чем к вполне конкретному божеству. Не верите? Попробуйте сами выйти на улицу и воззвать к ветру, солнцу, звездам. Вообще синкретическое мировосприятие людей каменного века – это то, к чему сейчас, в 21 веке, примерно 12 тысяч лет спустя возвращается или обращается современный маг. Синкретизмом человек грешит, конечно, с завидным постоянством. Но то, о чем ведется речь на сегодняшней лекции, несколько шире. И требует определенной готовности восприятия, это раз, и расширение оного, это два. Синкретизм – это неразделенность сознания, когда объединяются разнородные явления и впечатления, при невозможности их объяснения. Например, синкретическое сознание природные явления считает гневом или благодатью творящих сил, не разделяя естественное (солнечный свет) и человеческое (радость новому светлому дню, исчезновение страха перед темнотой), а объединяя и получая синкретический компот (утром стало светло, мир снова ожил, человек радуется). Т.е. так с ходу понять, что призыв к свету – это работа напрямую, нежели, чем обращаться через божеств и духов, современный человек еще может худо-бедно. Но вот применить на практике сие ему, мягко говоря, затруднительно. А скорее всего, просто невозможно. Потому что его сознание сформировано в условиях мира индивидуальностей, а не коллективности. Да и тот же свет для него лишь результат прохождения солнечных лучей через атмосферу. И в связи с эти лучше мы обратимся к одному фотону света под именем Михаил, к примеру, чем просто к сияющему и согревающему потоку. Потому что наше сознание таково, что оно выделяет себя как отдельную субстанцию. И мир может воспринимать лишь как состоящим из отдельных паззлов. Человек прошлого жил как часть коллектива, часть огромного мира, который противостоял ему целиком в явлениях или полностью благоволил. Нынешний человек разделяет мир на отдельные части, сам о себе думая как об индивидуальном, отделенном, так и воспринимая мир по кусочкам. И вторая причина, по которой напрямую работать сложнее, это то, что нет готового рецепта. Точнее вот он, лежит на поверхности: «обратись к явлению, первоисточнику», но попробуй примени, когда есть готовая молитва на все случаи жизни, амулет и прочее. А что делать, чтобы обратиться к этому большому светящемуся кругу, который висит над головой всегда? Да и как к нему обратится? Услышит ли…? Интересно, что матриархальные культуры чудесным образом соединяли в себе и равновесное устройство общество и, более менее, единое восприятие явлений. Но государственность все же стала складываться в патриархальных культурах, что логично, потому что начала проявляться личность, которую не устраивал коллективизм, «свобода, равенство и братство». Возникало соперничество, борьба не только за жизнь, но уже и за власть, за лучший кусок, за место у очага и за то, чтобы закрепить за собой право сильнейшего на длительное время. И вместе с тем начинается и в духовном мире аналогичная ситуация, когда выделяются персоналии явлений и сил мира. Если я сильнее, то я лучше выполняю ритуал охоты. И вообще мой ритуал лучше всего, делайте как я, поклоняйтесь вот этому же кусту, что и я. А не всему лесу. Собственно сам экскурс в историю магии на этом можно закончить. Поскольку дальнейшая история человечества длиной примерно в 7 тысяч лет представляет собой продолжившуюся персонализацию с небольшими попыткам вернуться к первоначалу. Спасибо за внимание. Запишите задание и можете идти. Домашнее задание:1) Расскажите, как воспринимали магию в древности? Пересказывать лекцию не надо. Покажите свое понимание, возможно, у вас есть другое аргументированное мнение.
Content by Катарина Эль-Демони
|