История магии  

Лекция №3. Восприятие магии древними


-Приветствую вас. Сегодня мы продолжим тему прошлого занятия, но рассмотрим ее с другой стороны.

Магия со времен первого охотника почти не изменилась. Менялся лишь человек. Но и этот процесс шел не быстро, если отслеживать историю, вариант которой предоставляют нам официальные источники.

Изначально первобытного человека окружали простейшие для нас явления: рождение и смерть, рассвет и закат, гроза и солнце и т.д. И эти явления на начальном этапе развития человечества еще не осмысливались, а воспринимались такими, какие они есть. И связывались лишь с эмоциями, чувствами и ощущениями человека. Умер человек, значит надо от него избавиться, чтоб не пришли звери на запах мяса, т.е. похоронить, либо наоборот, сделать так, чтоб его сила и знания перешли племени, а значит превратить его в нечто священное. Вот и первый обряд захоронения сложился. Но не во всех, конечно, случаях. Опять же осознание того, что человек умер и больше не встанет – это был отдельный сложный процесс для наших предков. Не стоит забывать про территориальные различия, оказывающие влияние на восприятие мира. Но не на самом старте человека времен неолита, а позднее, когда согласно общепринятой концепции наши предшественники из теплого и приятного климата расселились по холодным и суровым окраинам.

Поэтому сейчас я о них не буду говорить. Суть лекции сводится к тому, что сегодняшнему человеку, привыкшему, что есть христианский Иисус, Один – бог Севера, нимфа – лесной дух, есть чему поучить у прародителя, который не персонализировал явления, силы и окружающий мир.

Для него солнце было тем, чем было. Т.е. и обжигающим, и дарующим свет, и согревающим, и исчезающим в ночи. Великое таинство, которому поклонялись, не разделяя на составляющие, чувствуя всю его мощь и силу полностью, не постигая его сути, но призывая когда в нем нуждались, умоляя, когда оно негодовало, рыдая, когда оно скрывалась. Обыкновенное чудо. Не божественный Гелиос на колеснице. А лишь сила, которая может казнить, а может миловать.

Солнечный диск или колесо, кто уж что видел, ходит по небу, сжигает и греет, но не может одарить милостью отдельный дом и зайти в него, как это возможно у тех же древних греков.

Грозный Тор может проникнуть в дом под личиной бедного гостя и наказать или наградить вас. Но молния – лишь сила, а грохот грома – лишь пугающее нечто, единое для всех.

Поэтому призыв был к грозе не карать жилище, а не к суровому Перуну, несущемуся на колеснице в небесах. Чудесное и непознанное не было человеком, не было персоналией, оно оставалось явлением. И именно это явление следовало молить и ублажать.

Таким образом, мы могли бы заключить, что их посыл шел по более прямому пути, а не через десятые руки богов.

Но сделаем ли мы такое заключение?

Мы такое заключение можем сделать с оговоркой, что хоть это и был более прямой путь, но вместе с тем и более «распыленный», т.е. к необъятному природному явлению взывать куда сложнее, чем к вполне конкретному божеству. Не верите? Попробуйте сами выйти на улицу и воззвать к ветру, солнцу, звездам.

Вообще синкретическое мировосприятие людей каменного века – это то, к чему сейчас, в 21 веке, примерно 12 тысяч лет спустя возвращается или обращается современный маг.

Синкретизмом человек грешит, конечно, с завидным постоянством. Но то, о чем ведется речь на сегодняшней лекции, несколько шире. И требует определенной готовности восприятия, это раз, и расширение оного, это два. Синкретизм – это неразделенность сознания, когда объединяются разнородные явления и впечатления, при невозможности их объяснения. Например, синкретическое сознание природные явления считает гневом или благодатью творящих сил, не разделяя естественное (солнечный свет) и человеческое (радость новому светлому дню, исчезновение страха перед темнотой), а объединяя и получая синкретический компот (утром стало светло, мир снова ожил, человек радуется).

Т.е. так с ходу понять, что призыв к свету – это работа напрямую, нежели, чем обращаться через божеств и духов, современный человек еще может худо-бедно.

Но вот применить на практике сие ему, мягко говоря, затруднительно. А скорее всего, просто невозможно. Потому что его сознание сформировано в условиях мира индивидуальностей, а не коллективности. Да и тот же свет для него лишь результат прохождения солнечных лучей через атмосферу.

И в связи с эти лучше мы обратимся к одному фотону света под именем Михаил, к примеру, чем просто к сияющему и согревающему потоку. Потому что наше сознание таково, что оно выделяет себя как отдельную субстанцию. И мир может воспринимать лишь как состоящим из отдельных паззлов. Человек прошлого жил как часть коллектива, часть огромного мира, который противостоял ему целиком в явлениях или полностью благоволил. Нынешний человек разделяет мир на отдельные части, сам о себе думая как об индивидуальном, отделенном, так и воспринимая мир по кусочкам.

И вторая причина, по которой напрямую работать сложнее, это то, что нет готового рецепта. Точнее вот он, лежит на поверхности: «обратись к явлению, первоисточнику», но попробуй примени, когда есть готовая молитва на все случаи жизни, амулет и прочее. А что делать, чтобы обратиться к этому большому светящемуся кругу, который висит над головой всегда? Да и как к нему обратится? Услышит ли…?

Интересно, что матриархальные культуры чудесным образом соединяли в себе и равновесное устройство общество и, более менее, единое восприятие явлений.

Но государственность все же стала складываться в патриархальных культурах, что логично, потому что начала проявляться личность, которую не устраивал коллективизм, «свобода, равенство и братство». Возникало соперничество, борьба не только за жизнь, но уже и за власть, за лучший кусок, за место у очага и за то, чтобы закрепить за собой право сильнейшего на длительное время.

И вместе с тем начинается и в духовном мире аналогичная ситуация, когда выделяются персоналии явлений и сил мира. Если я сильнее, то я лучше выполняю ритуал охоты. И вообще мой ритуал лучше всего, делайте как я, поклоняйтесь вот этому же кусту, что и я. А не всему лесу.

Собственно сам экскурс в историю магии на этом можно закончить. Поскольку дальнейшая история человечества длиной примерно в 7 тысяч лет представляет собой продолжившуюся персонализацию с небольшими попыткам вернуться к первоначалу.

Спасибо за внимание. Запишите задание и можете идти.


Домашнее задание:

1) Расскажите, как воспринимали магию в древности? Пересказывать лекцию не надо. Покажите свое понимание, возможно, у вас есть другое аргументированное мнение.
2) Какие плюсы и минусы вы видите в таком восприятии? Могло бы помочь вам такое восприятие? Как бы вы могли его использовать?
3) Что осталось для вас неясным? Не менее двух вопросов. Попробуйте сами ответить на эти вопросы.

Content by Катарина Эль-Демони
©Школа магии Китеж-Град